• Компания
  • Оформить заказ
  • Оплата
  • Доставка
+7 (707) 993-93-91 Заказать звонок
Вход Регистрация
BigWall.kz BigWall.kz
  • Меню
  • Каталог
    • Альпинизм
    • Снаряжение Big Wall
    • Верёвки
    • Зажимы для верёвки
    • Карабины и оттяжки
    • Спусковые, страховочные устройства
    • Скалолазное снаряжение
    • Страховочные системы
    • Каски
    • Шлямбурное снаряжение
    • Петли, самостраховки, лесенки, станции
    • Рюкзаки, баулы, мешки
    • Бивуачное снаряжение
    • Фонари
    • Палки треккинговые
    • Слэклайн
    • Одежда
    • Перчатки и рукавицы
    • Термосы, кружки, посуда
    • Аксессуары
    • Ледово-снежное снаряжение
    • Скальное снаряжение
    • Топливное оборудование
    • Архив
    • ... Показать все
    • Промальп
    • Комплекты для промышленного альпинизма и работы на высоте
    • Обвязки и привязи
    • Верёвки, канаты, шнуры, аксессуары
    • Карабины
    • Верёвочные и канатные блоки, полиспасты
    • Устройства для спуска и позиционирования
    • Страховочные устройства и зажимы, захваты
    • СИЗ втягивающего типа
    • Анекрное оборудование, штативы, анкерные линии
    • Стропы, амортизаторы, усы
    • Каски, защита органов зрения, слуха, дыхания
    • Рабочая одежда и защита рук
    • Сумки, рюкзаки, баулы для инструментов и снаряжения
    • Такелажные пластины, поворотные звенья
    • Дополнительное снаряжение и оборудование
    • Архив
    • ... Показать все
    • Снаряжение и оборудование для верёвочных парков
  • Готовые решения
  • Информация
    Вопрос-ответ Статьи Бренды
  • Контакты
+7 (707) 993-93-91 Заказать звонок
0
0
0
Корзина
пуста
К сожалению, ваша корзина пуста.
Исправить это недоразумение очень просто:
выберите в каталоге интересующий товар и нажмите кнопку «В корзину».
Общая сумма:0 ₸
Перейти в корзину
Главная
-
Справочная информация
-
Статьи
-
Безопасность
-ASAP и другие: чего бояться на самом деле?

ASAP и другие: чего бояться на самом деле?

  • Вопрос-ответ
  • Статьи
  • Бренды
ASAP и другие: чего бояться на самом деле?

Вообще, какое оно должно быть, страховочное устройство для веревочного доступа? Каким требованиям подчиняться?

Пойдем с самого начала. Наиглавнейшей функцией страховочного устройства является его способность в любых условиях остановить падение как можно скорее, а в идеале, вообще предотвратить его. Это главное. Всё остальное: вес, цвет, субъективное удобство работы, универсальность, и т. д. второстепенно.


Анализ статистики несчастных случаев и аварийных ситуаций показывает, что именно причина «зажимания» страховочного устройства («панический рефлекс», хоть термин и не совсем корректен), оказывается почти всегда виновницей инцидента, связанного с самостраховкой. На сегодняшний день единственное в мире серийно выпускаемое страховочное устройство, полностью исключившее опасность «панического рефлекса», и этим самым отстоящее на большую ступеньку вверх, по степени безопасности, от всех прочих подобных устройств — это ASAP Petzl. Все остальные —Shunt, BackUp, RED, GOBLIN, Catch, Rocker, DUCK R, и т. д., на порядок ниже.

Конструкторы ASAP победили главную опасность, «панический рефлекс». Есть ли другие опасности у устройства? Конечно самое первое, изучаем инструкцию производителя (откроется в новом окне) и его дополнительные рекомендации (откроется в новом окне) по использованию, а потом думаем дальше: а чего собственно надо бояться?

Чего же следует опасаться на самом деле, работая с ASAP?

  • не повреждения устройства (практически невозможно) — в наших испытаниях в лаборатории ОАО «Канат» г. Коломна, в статическом тесте на 10 мм веревке ASAP без деформаций выдерживал нагрузку 696 кг, после чего начинал снимать оплетку с веревки, но не перекусил её полностью. Куда более «хлипкий» жумар Petzl и то, уперевшись в узел разрушился только при 1200 кгс. Корпус же ASAP сделан из более толстого металла, и замкнут карабином.
  • не полного перекусывания веревки (в реальности вообще невозможно) — в наших испытаниях ASAP без амортизатора выдержал запредельный по всем инструкциям для него рывок: падение тестового стального груза 100 кг с высоты 1,5 м с фактором падения 1 (полный фалл фактор, т. е. перед падением груз вместе с ASAP был поднят то уровня точки закрепления веревки). При рывке была снята оплетка с веревки на интервале 55 см, сила рывка не превысила 5 кН, груз остался висеть.
    Этот тест создает куда более жесткие условия, чем испытания производителя, в которых фактор падения они считают от уровня самого ASAP, установленного на веревке, поднимая груз выше него только на длину амортизатора (пишут: FF=2!), не уточняя, что это локальный фактор падения (более метра веревки выше ASAP почему то в расчет не берут)
  • даже не чрезмерного рывка: как я уже писал, в случае нехватки энергоемкости амортизатора, АСАП снимет оплетку с веревки, тем самым гася остаточный рывок в безопасных пределах. Но груз (человек) не упадет, останется висеть.
  • и уж точно не стоит бояться «невозможности быстрого спуска в «экстренной ситуации»: такую «необходимость» в цивилизованном мире просто полностью исключают четкими организационными мероприятиями, грамотно проведенной Оценкой Рисков и соответствующе составленным Планом Производства Работ. К слову сказать, быстрый спуск с заблокированной страховкой (если используется иное страховочное устройство) — игра в рулетку, и не уверен, что еще более опасно-такой спуск или его невозможность!
  • а об «опасности» (в кавычках!) непреднамеренного срабатывания ASAP и зависания на нем, полагаю, даже и говорить не следует: выход из зависания на страховочном устройстве — примитивнейший рабочий момент, с которым умеет справляться «не вспотев ни одним пальцем» любой мало-мальски грамотный вертикальщик.

75278657.jpgГлавное, чего стоит в реальности опасаться с ASAP, это МАЛЫХ ВЫСОТ, малого запаса высоты ниже пользователя до земли или до препятствия (например, торчащего на фасаде кондиционера).
Смотрите картинки в инструкции!

Производитель указывает, что такой безопасной высотой для АСАП является 4 м, а в случае проведения тренинга спасработ, с двумя людьми, не менее 5 м, плюс растяжение веревки выше в обоих случаях. Т. е., если выше вас 30 м веревки, то при нагружении одним человеком растянутся она может например на 5%. Это 1,5 м. Значит, АСАП гарантированно спасет вас лишь выше 5,5 м.

Особенно малая высота опасна во время спуска, когда (как показали наши испытания в лабораторных условиях) в случае разрушения рабочей веревки, буксируемому по страховочной веревке АСАПу иногда надо проехать более 1 м до того, как он схватится. Хоть это и неправдоподобно звучит! Добавьте к этому растяжение веревки, растяжение обвязки, и, не дай Бог, удлинение амортизатора.


На этом видео, в испытательной лаборатории имитировался спуск работника (здесь груз 100 кг спускается принудительно) по веревке со страховкой ASAP, буксируемым по другой, страховочной веревке. «Рабочая» веревка условно обрезалась прямо во время спуска. Можно видеть, что ASAP (новенький, только что из фабричной упаковки) до того, как «схватился», проехал по веревке ровно 1 метр. Не хочется встретить на пути в таком полете какую-нибудь выступающую конструкцию, полку или землю!

Для нейтрализации подобной опасности, я, проходя эту нижнюю опасную зону, при каждом шаге верх, принудительно блокирую АСАП рывком, и также на спуске: рывком блокирую его, спускаюсь 0,5 м, разблокирую, перевожу до уровня пояса и опять рывком блокирую. Времени это занимает больше обычного секунд на 20–30 максимум. Также делается и при остановке для выполнения работ: устройство поддергивается как можно выше и рывком блокируется. О таком выходе пишет и производитель в своем ASAP EXPERIENCE.

Второстепенные опасности ASAP-следующие:

  • возможность выдувания веревки ветром, при значительной длине веревки выше. «Лечится» несколькими способами: подвешиванием на страховочную веревку груза, закреплением страховочной веревки с лёгким натягом внизу, использованием преднатягивающего страховочную веревку тормозного устройства ниже ASAP, организация промежуточных точек закрепления с перестежками или оттяжками (отклонителями), и др.
  • отказ при отрицательных температурах. Предупреждается хранением устройства в теплом сухом месте, ежедневным высушиванием потенциального конденсата, исключением многократного попадания из тепла в холод и обратно; выявляется обязательным функциональным тестированием перед каждым использованием.
  • блокирование срабатывания ASAP из-за попадания в механизм постороннего предмета (мусора, камешка, щепки, стропы, одежды и т. п.). От подобной «напасти» не гарантированно ни какое другое страховочное устройство с подвижными частями. Надо быть просто внимательным и помнить о потенциальной возможности такого события. Кстати, длина «веревочки» для привязывания ASAP «чтобы не уронить», не просто так регламентирована именно 11 см: меньше — не достаточно для свободного встегивания/выстегивания, больше — может попасть петлей в механизм и нарушить его работу.
  • «утягивание» ASAPом петли веревки вверх при подъеме, вместо скольжения по этой веревке вверх. Нейтрализуется подвешиванием груза на страховочную веревку и просто внимательностью на начальном этапе подъема.
  • выход с ASAP выше точки закрепления веревки, на которой он установлен, вытягивая веревку за собой. Этого делать нельзя ни в коем случае!
  • опасность встегивания устройства «кверху ногами»: так оно не сработает!
  • особенность срабатывания на наклонных поверхностях, где падение может происходить со скоростью меньшей, чем в свободном пространстве.
  • ошибка встегивания карабина «мимо веревки», просто надо быть внимательным.

Выше перечислены основные «тонкие места» в эксплуатации лучшего на сегодняшний день страховочного устройства, ASAP. Их надо «знать в лицо». Но куда более важно задумываться о безопасности раньше «вылезания на веревки», на организационном этапе более высокого порядка. Именно в этом залог безопасной работы: просчитать и продумать всё заранее; организационными мероприятиями предупредить максимально возможный перечень рисков; продумать и грамотно сделать навеску (вообще-подавляющее число несчастных случаев связано именно с ошибками в навеске)-и тогда страховочная система окажется действительно гармоничным и элегантным заключительным звеном большой и прочной цепи. И включиться в работу эта цепь должна только уж в самом крайнем, самом непредсказуемом и не просчитываемом случае.
У по-настоящему компетентного специалиста веревочного доступа в компетентной компании, страховке просто не представится случая сработать вообще ни когда!

P. S. Ряд перечисленных опасностей будет существенно снижен в новой модификации ASAP, которая должна появиться в продаже в 2014 году.

Автор: Еремеев Влад.

  • «утягивание» ASAPом петли веревки вверх при подъеме, вместо скольжения по этой веревке вверх.
  • блокирование срабатывания ASAP из-за попадания в механизм постороннего предмета (мусора, камешка, щепки, стропы, одежды и т.п.)
  • Второстепенные опасности ASAP
  • Главное, чего стоит в реальности опасаться с ASAPом-- это МАЛЫХ ВЫСОТ, малого запаса высоты ниже пользователя до земли или до препятствия (например, торчащего на фасаде кондиционера!).
Подписывайтесь
на новости и акции
+7 (707) 993-93-91 Заказать звонок
2023 © BigWall.kz
Снаряжение для альпинизма и верёвочного доступа. Средства индивидуальной защиты от падения с высоты.
Компания
Условия
Информация
  • О компании
  • О сайте
  • Новости
  • Реквизиты
  • Оформление заказов
  • Условия оплаты
  • Условия доставки
  • Публичная оферта
  • Оптовые закупки
  • Вопрос-ответ
  • Статьи
  • Производители
  • Обзоры
ВКонтакте Одноклассники Facebook
При использовании материалов сайта BigWall.kz ссылка на источник обязательна. Вся представленная на сайте информация носит информационный характер и не является публичной офертой.